понедельник, 14 марта 2016 г.

Лексическая тема «Весна, признаки весны»


Родителям рекомендуется:
 - побеседовать с ребенком о том, какое время года наступило; во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной;
- назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц - март;
- понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.

Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, солнце, лучи, сосульки, гроза…
Действия: наступила, пришла, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, гремит, громыхает, грохочет, сверкает, греет, светит, пригревает, темнеет, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит…
Признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, журчащий, веселый, волшебная, цветущая, поющая, перелетные, березовый, нежные…
1. Подбери признаки (не менее трех признаков): дождь (какой?) – … сосулька (какая?) — …
 2. Подбери действия (не менее трех действий):
 дождь (что делает?) –… солнце (что делает?) — …
 3. Один – много (множественное число): проталина – проталины, сосулька — …, луч — …,почка — …,  подснежник — …, ручей — …
4. Есть – нет (родительный падеж): подснежник – нет подснежника, сосулька — … луч — … почка — … проталина — … ручей — …
5. Посчитай: одна сосулька, две …, три …, четыре …, пять … один подснежник, два …, три…, четыре…, пять…
6. Скажи наоборот: тепло – холодно светло — … сыро – … грязно — … день — … утро — …
7. Прочитать и обсудить стихотворения, выучить по выбору.
Март - и день прибавился, март - и снег убавился.
Уходи, мороз, март весну принес.
К нам грачи летят, и ручьи звенят!
Тает снежок, ожил лужок.                                          
День прибывает, когда это бывает?                                                        
Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.(Г. Ладошциков)

К нам весна шагает быстрыми шагами                                   
 И сугробы тают под ее ногами.
              Первые проталины на полях видны.
             Значит, очень теплые ноги у весны.                                           (И. Токмакова)
                                                                                                                                 
Что ни сутки, по минутке день длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку, прогоняем зиму прочь!      (В. Берестов)

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.     
 Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник. (С. Маршак)
                                                                                                                                    
Прослушать рассказ и пересказать по вопросам.
Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки.
На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.

Вопросы: Какое время года наступает? Как светит солнышко? Что набухает на деревьях? Кто скоро прилетит из теплых стран? Что будут делать птицы?

Объяснить ребенку значение словосочетаний:
 набухают почки, теплые страны, вить гнезда.

Разговор с весной.(Прочитать по ролям)
Ну весна, как дела? — У меня уборка.
Для чего тебе метла? — Снег смести с пригорка.
Для чего тебе ручьи? — Мусор смыть с дорожек!
Для чего тебе лучи? — Для уборки тоже.
         Все помою, просушу, Вас на праздник приглашу!(О. Высотская)
Координация речи с движением: «Веснянка»
Солнышко, солнышко,                         Золотое донышко.                                  Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.


Идут по кругу, взявшись за руки.
 Бегут по кругу.
«Летят» по кругу.

Медленно приседают.
Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Пальчиковая гимнастика: «Весна»
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь. 
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,  
А из под старой травки
Уже глядит цветок... 
А из под старой травки
Уже глядит цветок 
Раскрылся колокольчик 
В тени там, где сосна, 
Динь-динь, звенит тихонько, 
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. 
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. 
Движения повторяются. 
Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
Ладони сомкнуты "ковшом". 
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка) 
Движения повторяются. 
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. 
Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика). 
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь". 




Комментариев нет:

Отправить комментарий