понедельник, 14 декабря 2015 г.

Лексическая тема «Зима. Изменения в природе»


Родителям рекомендуется:
·        Расширить представление детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать простейшие взаимосвязи (причина - следствие); знакомить детей с народными приметами, поговорками и пословицами о зиме.
·        Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, холод, мороз, метель, вьюга, позёмка, пурга, северное сияние, снежинки, хлопья, крупка, узор, сугроб, наст, гололед, снегопад, иней, изморозь; морозный, снежный, скользкий, прозрачный, леденящий,  пушистый, твердый, хрупкий; замерзать, покрывать, выпадать, заметать, сыпать, кружиться, искриться, скрипеть, завывать, пуржить; холодно, морозно, вьюжно, стремительно, плавно, порывисто.
·        Игры на развитие грамматических категорий:
«Один - много»
Со словами: мороз – морозы – морозов; снежинка – снежинки – снежинок; снеговик – снеговики – снеговиков; горка – горки – горок; узор – узоры – узоров; снегопад – снегопады – снегопадов; вьюга – вьюги – вьюг; лёд – льды – льдов. 
 «Назови ласково» со словосочетаниями:
крепкий мороз – крепенький морозец; холодный снег – холодненький снежок, веселый снеговик – веселенький снеговичок,  прозрачный лед – прозрачненький ледок, красивая снежинка – красивенькая снежиночка, синие сани – синенькие саночки, легкое перо – легонькое пёрышко, белый пух – беленький пушок, круглый ком – кругленький комочек.
«1, 2…5»
со словами: снеговик, снежинка, вьюга, узор, горка, мороз,
«Скажи наоборот»
со словами:
короткий – длинный, веселый – грустный, сильный – слабый, гладкий – шершавый, холодный – теплый,  крупный –  мелкий, темно – светло, сладкий – горький, мягкий – твердый, темнеет – светлеет, замерзает – тает, сухой – мокрый.
«Из чего какой»
Горка из снега какая? – снежная горка.
 Городок изо льда какой? – ледяной городок.
Шуба из меха какая? – меховая шуба.
Валенки из войлока какие? – войлочные валенки.
Шапка из шерсти какая? – шерстяная шапка.
Перина из пуха какая? – пуховая перина.
·        «Отгадай загадки, объясни отгадки».
(Выучить одну)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила,
Нас на санках прокатила.  (Зима)
Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра.
Не пищит и не кусает -
Белым землю укрывает.  (Снежинки)
Села детка на карниз 
И растет все время вниз.  (Сосулька)
Он пушистый, серебристый, 
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Зимние пословицы –объяснить детям их значение.
Не пугай, зима: придёт весна.
Зимой морозы, а летом грозы.
В зимний холод всякий молод.
Сугроб да вьюга — два друга.
Игра «Четвёртый - лишний»
Снег, зима, трава, снежинка.
Снеговик, дождь, мороз, лёд.
Лыжи, коньки, скакалка, санки.
Шайба, клюшка, мяч, ледянка.
Пальчиковая гимнастика: «Снежок».
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем - совсем не сладкий.
Раз  -  подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.  (Имитация движений по тексту)

Речь с движением  «Я мороза не боюсь»:
Я мороза не боюсь, (Дети шагают на месте.)
Я с ним крепко подружусь, (Берутся за руки.)
Подойдет ко мне мороз, (Зовут руками)
Тронет руку, тронет нос.(Касаются руками называемых частей тела и лица)
Значит, надо не зевать, (Грозят пальчиком)
Прыгать, весело скакать. (Подпрыгивают.)

Cоставить рассказ о зиме и приметах зимы
 (6-7 предложений).
Какое время года изображено на картине?
Почему ты так думаешь?
 Что можно сказать о снеге, какой он?
 Какие стоят деревья? Как одеты люди? Почему?
Что случилось с реками и озерами? Почему? Почему детям нравится зима?
Автоматизация звуков по индивидуальным тетрадям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий