четверг, 17 ноября 2022 г.

Акция " Толерантность"

 Предлагаем вам для ознакомления консультацию " Что такое толерантность"


 

Консультация для родителей

«Что такое толерантность?»

 

 

 

1.      Понятие толерантности

В результате обзора Интернета и обсуждения этой темы с коллегами в ДОУ, я пришла к выводу, что понимание и принятие этой темы, «Толерантность», разнообразно. Вот некоторые высказывания:

«Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» (Большой Энциклопедический Словарь)

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» (из «Декларации принципов толерантности», принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16.11.1995 г.)

«Толерантность - сострадание, поддержка, но ни как не равнодушие. Дети с ограниченными возможностями здоровья, это те же дети, что и здоровые. Не знаю, как можно их разграничивать. Мы, педагоги и родители, просто обязаны их поддерживать, может даже чаще хвалить, они должны чувствовать, что они такие же, как все».

«В моём представлении толерантность - это непредвзятое отношение к людям, несмотря на их внешность, цвет кожи, состояние здоровья. Дети с ограниченными возможностями имеют полное право на существование в социуме. И, с помощью включения таких детей в образовательный процесс в ДОУ, мы помогаем им почувствовать себя нужными в современном обществе. С моей точки зрения, наша обязанность, как педагогов, создать благоприятную атмосферу для становления личности каждого ребёнка, в независимости от состояния здоровья ребёнка».

«Толерантность обеспечивает равное отношение ко всем людям, каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Важно уже с раннего возраста закладывать у детей правильное представление о людях с ограниченными возможностями здоровья. В детских садах проводить занятия, способствующие формированию у дошкольников адекватного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья».

«Равнодушие - отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в безразличии, холодности, полном безучастии по отношению к чужой беде, к каким-то людям, действиям, событиям. Эмпатия - способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь. В моём понимании толерантность - это эмпатия, а не равнодушие. В нашей жизни больше сочувствующих людей, чем равнодушных. Пример тому - сборы средств на лечение, проведение праздников для детей инвалидов. Толерантность - не равнодушие, а труд души! Она должна подвигнуть растущего человека на действенное неприятие, реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо - будь то разрушение природы или издевательство над слабым, неуважение старости или национальная вражда... Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности. Поэтому, толерантность – это, прежде всего эмпатия, но никак не равнодушие. Надо учить детей с детского сада сочувствовать, сопереживать людям с ОВЗ, помогать нуждающимся, принимать их такими, какие они есть».

«Быть толерантным - это значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим в первую очередь. Одной из центральных задач, в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями, является формирование у родителей толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья».

«Инновационная деятельность в дошкольном учреждении, ее актуальность, несомненно, важна в структуре целостного образовательного процесса. Ввиду того, что дошкольное учреждение должно обеспечивать не только воспитание и развитие дошкольников, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и развитого ребенка. В детском саду есть дети и со сниженным слухом, и дети с признаками аутизма, с двигательными расстройствами, с девиантным поведением, с задержкой речевого развития. Они нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Мы убеждены, что главное в нашей работе – это, прежде всего, полноценное формирование личности каждого ребенка, а не только занятия по преодолению речевых нарушений. Именно поэтому мы вовлекаем в коррекционно – развивающий процесс весь наш коллектив дошкольного учреждения, родителей и детей, развивающихся, в соответствии возрастным нормам, так как мы считаем, что наша работа не должна ограничиваться стенами логопедического кабинета. Ведь успешное преодоление нарушений у детей возможно только при условии индивидуального, толерантного отношения к личности ребенка и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего психолого – медико – педагогического коллектива (учителей – логопедов, воспитателей, психологов, музыкальных руководителей). Мы, педагоги, обязательно советуемся друг с другом, при организации образовательной деятельности. Да, сложно вовлечь этих детей в жизнь детского коллектива: фронтальные занятия, утренники, открытые мероприятия. Но никогда педагоги не отодвигают этих детей в сторону, всегда этим детям найдется роль и задание по силам. На занятиях мы, на наш взгляд, решаем главную задачу – включение ребенка с ограниченными возможностями в детский коллектив нормально развивающихся сверстников и воспитание взаимного толерантного отношения друг к другу. А тесная взаимосвязь специалистов нашего детского сада позволяет сделать эти занятия максимально продуктивными. Поэтому, я твердо уверена, что толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, это как раз очень не равнодушное отношение, живое участие в образовании и их жизни».

2. Роль родителей в процессе формирования толерантности

Именно в дошкольном возрасте у детей формируются основные матрицы поведения, на которые они будут опираться на протяжении всей жизни. Многие исследователи (Л.В. Байбородова, Б.З. Вульфов, О.А. Драганова , Е.А. Ильинская, А.М. Кондаков, М.И. Рожков, М.А. Ковальчук и др.) определяют роль родителей в формировании толерантности у детей как основную: именно родители дают ребенку первый опыт взаимодействия с людьми, учат общению, доверию, умению слушать, терпеливо и бережно относиться к мнению других, оценивать свои поступки и т.д. На формирование толерантности у детей влияют детско-родительские отношения, стиль взаимодействия между родителями, их личный пример в ситуациях, требующих проявления толерантности.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Общей для педагогов и для родителей является проблема толерантности. Семья во многом может помочь детскому учреждению. Однако, очень часто именно родители сеют зерна вражды, неприязни, даже не замечая этого. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к другим людям, не таким как все.

Н.И. Дереклеева отмечает, что существуют две формы участия родителей в формировании толерантности у детей: интолерантная и толерантная. Интолерантная — формирование у ребенка представления о собственной исключительности, стремление переносить ответственность на окружающих, потребность в строгом порядке, желание сильной власти, нетерпимость, агрессивность, некритичность и высокая тревожность. Толерантная — формирование правильных представлений о себе и окружающих людях, признания, сочувствия, сострадания и эмпатии.

Поэтому положительный пример родителей в толерантном отношении к детям с ОВЗ имеет гораздо большее значение, чем просветительская работа специалистов помогающих профессий. Кроме того, участие родителей в психологических занятиях способствует не только формированию толерантности у детей, но и пересмотру взрослыми собственного отношения к людям с ОВЗ.

Толерантное воспитание – это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий. Толерантное воспитание начинается в семье. Насколько родители будут терпимы к своему ребенку, так и он будет относиться с уважением и пониманием к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы воспитывать у детей толерантное отношение, родителям необходимо формировать систему ценностей, в основе которой стоят такие понятия как сочувствие, сопереживание, понимание. Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это, прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

Очень сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. Личный пример взрослых воспитывает у детей чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам. Ребенок как губка, он впитывает все, что видит и слышит (даже если это не предназначено для его ушей). И если в доме существует двойная мораль, то есть на людях родители говорят о братстве и равенстве, а дома ребенок слышит совсем другое, то усвоит он именно последнее. Вот и получается, что воспитание толерантности надо начинать с себя. От нас с вами зависит, чему мы научим ребенка: милосердию, любви, терпимости или жестокости и ненависти.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Декларация принципов толерантности. М.: Наука, 1999.

Демократия: конфликтность и толерантность / Под ред. В. С. Рахманинова. — Воронеж, 2002. 130 с.

Конвенция о правах ребенка. М.: Педагогика, 1997.

Осипова А. А. Воспитание толерантности. М., 1999. 150 с.

Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А.Писаревская, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013. – 132 стр.

Психология: Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. 210 с.

Ребер А. Большой Толковый психологический словарь. Т. 2 М., 2000. 355 с.

Рожков М. И., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у родителей и детей как задача психологического консультирования // Ярославский педагогический вестник, 2003 № 3.

«Инклюзивное образование в России». / Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). – М., 2011 [Электронный ресурс] – Режим доступа. http://www.unicef.ru/upload/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий