среда, 30 ноября 2022 г.

Акция " Толерантность"

Формирование толерантного поведения в семье 

«Толерантность – слово иностранное, Но для всех понятное давно. Будь терпимым к дальнему иль странному Отстранённым, будто бы в кино. Речь здесь не идёт о равнодушии, И о чёрствости никто не говорит. Деликатность и терпение к живущему Рядом нам совсем не повредит. Будь терпимым ко всему инакому: К вере, взглядам, мыслям и одеждам… И тогда, пожалуй, ясно всякому, Тихая затеплится надежда, Что мы можем жить, такие разные, В этом мире вечного движения! А для обретенья толерантности Нужно просто чувство уважения…»
Семья — институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков. Естественно, образовательные учреждения выполняют большой спектр воспитательных мероприятий, но семья и индивидуальные особенности ребенка — это две основные опоры социального становления человека.
Существуют различные средства формирования, развития и воспитания толерантности через взаимоотношения родителей с их детьми. Семья дает важный опыт взаимодействия с окружающими, в ней ребенок учится общению, осваивает приемы коммуникации, учится умению слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим родственникам, близким.
В освоении опыта толерантного поведения большое влияние имеет личный пример родителей.
Прежде всего, атмосфера отношений в семье, характер взаимодействия между родителями, между родственниками, существенно влияют на формирование толерантности.
Уметь проявлять терпимость – значит уметь признавать то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.
Интолерантное (нетолерантное) поведение родителей:
Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей, когда они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он есть, не разделяют его взглядов, интересов и ценностей. Но, к сожалению, большинство родителей нечасто находят эффективный способ разрешения возникающих с детьми конфликтных ситуаций.
Еще одна характеристика во взаимоотношениях детей и родителей — это безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления личности ребенка.
Рассмотрев две характеристики во взаимоотношениях детей и взрослых, можно сказать, что взрослые часто не видят перспектив складывающихся взаимоотношений с детьми, не оценивают степень их влияния на формирование и развитие ребенка. Таким образом, толерантность во взаимоотношениях детей и родителей предполагает способность взрослых членов семьи видеть перспективу воздействия складывающихся взаимоотношений на ребенка.
Еще одной характеристикой толерантности в семье можно рассматривать совместный анализ действий и поступков членов семьи. Обсуждаются и даются оценки не только ребенку, его личностным качествам, действиям и поступкам, но также личностным особенностям и поступкам взрослых членов семьи. Каждый родитель желает видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в объективной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не затронули проблемы асоциального поведения.
При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной.
Толерантные люди
Интолерантные люди.
1. Знание самого себя.
Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.
Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.
2. Защищенность.
Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.
Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность.
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за поступки.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.
4. Потребность в определении.
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.
Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).
5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях).
Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.
Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
6. Чувство юмора.
Толерантный человек способен посмеяться над собой.
Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.
7. Авторитаризм
Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.
Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.
Следовательно, можно сделать вывод, что:
Толерантный человек – это человек, которому присуще терпение, умение владеть собой, доверие, чуткость, способность к сопереживанию, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, терпимость к различиям, доброжелательность, любознательность, умение слушать, альтруизм.
А интолерантный человек – это человек, который думает о своей исключительности, у него низкий уровень воспитанности, присутствует чувство дискомфорта существования в социальной среде, желание власти, неприятие иных культур, взглядов и традиций.
Доказано, что толерантными не рождаются, это качество воспитывается. Очевидно, то, каким станет человек, миновав детство зависит от его индивидуальных возможностей, задатков, семьи и того опыта, который ребенок получит в семье, от знаний и опыта, полученных в образовательных учреждениях, от его друзей и среды, т.е. в целом общества.
Психологами на основе проведенных исследований установлено, что терпимые люди, как правило, вырастают в семьях, где есть три условия:  Сильная любовь и теплота родителей друг к другу и к детям.  Последовательное воспитание.  Четкие модели нравственного поведения.
Таким образом, когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта:  Проявление в семье толерантности к самому ребенку.  Воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим. С чего же начинать воспитание толерантности в семье? Ответ прост – самому родителю быть толерантным. Личный пример – великая сила. Воспитывать в себе воспитателя – это задача, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной. Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее. Но часто родители забывают основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д.Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления не смогут воспитать терпимого человека. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения тоже не приводит к положительным результатам. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра
им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Ребёнок осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации.
Существует понятие кубик толерантности - наглядное представление ликов толерантности. Обыкновенный кубик, на гранях которого написаны следующие слова:
ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ВЫСЛУШАЙ, ПРОСТИ, ПОЙМИ, УЛЫБНИСЬ!
Поверти его в руках, брось, посмотри, что выпало, задумайся. На гранях кубика простые и доступные каждому человеку действия и хорошо, если такие действия стали для человека привычными, стали нормой его жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий